Выступление президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина на заседании Комиссии ФАС России 3 июля 2015 года

7 июля 2015 года

 

Уважаемый Председатель, члены комиссии, участники заседания!

Я представляю общественную межрегиональную некоммерческую организацию «Союз инженеров-сметчиков». Наш Союз объединяет физических лиц – специалистов-сметчиков, т.е. тех, кто непосредственно составляет сметную документацию, в том числе с использованием сметных программ и нормативов федерального и территориального уровней.

Рассматриваемое Дело для членов нашего Союза является очень важным и абсолютно очевиден факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны ФАУ «ФЦЦС», некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив», ООО «Госстройсмета» а также бывшим Минрегионом России и Федеральным агентством и нынешним Минстроем России (как правопреемником Минрегиона в части нормативно-правового регулирования и выработки гос. политики в области строительства).

Так же очевидно, что указанные организации и их должностные лица в нарушении статей 11 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», находятся в картельном сговоре и осуществляют согласованные действия с целью недопущения, ограничения и устранения конкуренции на рынке реализации официальных документов в области ценообразования в строительстве (в том числе в печатном и электронных видах, форматах баз данных), а также ограничения доступа на товарные рынки других участников, в том числе ограничения доступа на товарные рынки разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и строительной проектно-сметной документации.

Почему мы так считаем?

На товарном рынке разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации сегодня присутствуют десятки участников, многие из которых привлечены к рассмотрению данного дела. Реализуемые ими сметные программы представляют из себя системы управления данными. Самими данными являются официальные сметные нормативы федерального и территориального уровня, поправочные коэффициенты к ним, сборники сметных цен и т.п.. Хочу подчеркнуть, что сметные нормативы, безусловно, относятся к категории «официальных документов», более того, к такой их разновидности, как нормативные документы. Об этом с полной бесспорностью свидетельствует утверждение этих документов актами органа исполнительной власти. Эти документы исходят от ведомства и имеют силу ведомственных актов, а не произведений, исходящих от отдельного автора. Без указанных сметных нормативов все сметные программы, по сути, бесполезны!

Применение сметных нормативов является обязательным для участников инвестиционно-строительного процесса. Без них невозможно определить стоимость строительства, провести оценку достоверности сметной стоимости (постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета», в рамках прохождения процедуры государственной экспертизы проектной документации. Указанные сметные нормативы представляют сбой объемные многостраничные сборники в текстовой и табличной форме с расценками на виды и комплексы строительных работ и крайне востребованы участниками инвестиционного процесса.

Учитывая широкий спрос на сметные нормативы ФАУ «ФЦЦС», некоммерческая организация «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив», ООО «Госстройсмета» при поддержке отдельных должностных лиц бывшего Минрегиона России, Федерального агентства и нынешнего Минстроем России внедрили (начиная с середины 2000 годов) схему извлечения прибыли и ограничения законных прав доступа на данный рынок других участников.

Это выразилось и продолжает выражается в следующих действиях:

• Ограничены права для ознакомления с нормативами любых заинтересованных лиц

Приказы о введении сметных нормативов и об их включении в Федеральный реестр сметных нормативов появляются со значительной задержкой. При этом сами приказы приводятся зачастую без приложений, что ограничивает возможности ознакомления с ними и их применения. На официальном сайте Минстроя России (ранее…) данные документы представляются в формате PDF иногда очень низкого (нечитаемого) качества с дополнительными маркерами. Более того, выявляются случаи несовпадения текстов нормативов в печатном и электронном видах и форматах баз данных. Такая система находится в очевидном противоречии с положениями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

С другой стороны, участникам рынка через ООО «Стройинформиздат» (имеет договор с ФАУ «ФЦЦС» предлагается приобретать сметные нормативы на возмездной (платной) основе. Само ООО «Стройинформиздат» вводит в заблуждение участников рынка, декларируя, что только они могут гарантировать достоверность и актуальность информации, что издаваемые ими материалы имеют несколько степеней защиты и являются официальными в работе с органами государственной власти, экспертизы и арбитража.

В поддержку указанной позиции ФАУ «ФЦЦС» и Федеральным агентством были в разное время выпущены информационные и рекомендательные письма в адрес органов власти, экспертизы, крупных заказчиков и т.п. Не являясь документами обязательными данные письма, безусловно, оказывают влияние на рынок, особенно в сфере бюджетного финансирования.

• Ограничены права доступа на товарные рынки разработки и реализации компьютерных программ по созданию сметной документации других участников

ООО «Госнорматив» и ООО «Госстройсмета» получили бесспорное конкурентное преимущество за счет оперативного доступа к электронной базе сметных нормативов, которая не доступна или ограничена для других участников рынка. Отсутствие своевременной публикации сметных нормативов не позволяет другим участниками создать базы данных для своих сметных программ.

Кроме того, указанные организации вводят в заблуждение участников инвестиционно-строительного процесса, принуждая к подписанию различных т.н. «Регистрационных карт», «Лицензионных договоров» и т.п., которые якобы гарантируют приобретение «официальных» («эталонных») нормативов. Дополнительно декларируется позиция, согласно которой, приобретение сметных нормативов через другие источники не гарантирует приобретателю их достоверность и соответствие официально утвержденному документу.

В поддержку указанной позиции ФАУ «ФЦЦС», Федеральное агентство (Росстрой), Минрегион выпускали различные информационные и рекомендательные письма в адрес органов власти, экспертизы, крупных заказчиков и т.п. Не являясь документами обязательными данные письма, безусловно, оказывают влияние на рынок, особенно в сфере бюджетного финансирования.

Имеются многочисленные факты и попыток прямого ограничения законных прав доступа на данный рынок других участников. В частности, ФАУ «ФЦЦС» направляла письма крупным заказчикам, государственным корпорациям, органам государственного управления и экспертизы с настоятельными рекомендациями, какие программы использовать, а какие нет. Должностные лица ФАУ «ФЦЦС» неоднократно в публичной форме на различных совещаниях, конференциях, семинарах и т.п., а также в средствах массовой информации (статьи, интервью и т.п.) вводили в заблуждение участников рынка.

Кроме того, обладая статусом государственного учреждения ФАУ «ФЦЦС», инициировало использование в названиях аффилированных с ним коммерческих организаций государственной символики и аббревиатуры (Госнорматив, Госэталон, Госстройсмета и т.п.) с целью получения конкурентных преимуществ по отношению к другим участникам рынка.

Особая роль в картельном сговоре отводится ООО «Госнорматив», которое занимается распространением сметно-нормативных баз федерального, территориального и отраслевого уровней в электронном формате. Прикрываясь псевдогосударственной аббревиатурой и поддержкой ФАУ «ФЦЦС», данная организация занимается по-сути принуждением региональных органов по ценообразованию в строительстве на местах и разработчиков сметных программ к заключению различных сублицензионных договоров на распространение баз данных сметных нормативов. При этом, официально декларируя, что разработчик программного комплекса своевременно получает актуальные сметно-нормативные материалы, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов и/или утвержденные уполномоченными органами, а также техническую и информационную поддержку по ним. С другой стороны публично заявлено, что ООО «Госнорматив», в основном, не является владельцем исключительных прав на распространяемые им базы данных, но действует по поручению правообладателей, таких как Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов, ОАО «РЖД», Национальной ассоциации сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга, региональных центров по ценообразованию и других.

При нежелании других участников рынка заключать с ООО «Госнорматив» договора, их деятельность сразу расценивается как «пиратская», «контрафактная», «мошенническая» и т.п. в публичной форме.

Для справки: в соответствии со ст. 1226, 1229, 1235 ГК РФ конструкция лицензии (т. е. здесь и далее – лицензионного договора) может быть применена только к объектам, являющимся результатами интеллектуальной деятельности (1225 ГК РФ). Предметом лицензионного договора является предоставления одним лицом (обладателем исключительных прав) другому лицу права на использование объекта интеллектуальной собственности.

Соответственно, лицензионным договором не может устанавливаться режим использования той информации, которая по своим признакам не является результатом интеллектуальной деятельности и, соответственно, в отношении которой отсутствуют чьи-либо исключительные права.

При заключении т.н. «Сублицензионных договоров» между ООО «Госнорматив» и разработчиками сметных программ финансовые условия, как правило, предусматривают следующее распределение:

- при распространении государственных (федеральных) сметных нормативов – 50% выручки необходимо перечислять ООО «Госнорматив», а при распространении территориальных сметных нормативов уже 70-75%. Данные условия представляются экономически необоснованными и неадекватными.

При условии своевременной и доступной для ознакомления публикации сметных нормативов большинство разработчиков сметных программ смогли бы самостоятельно произвести разработку адаптированной под свои продукты базы данных и поддерживать их актуальность. По нашей оценке, с учетом необходимости внесения в базу постоянных изменений, а также различных вспомогательных материалов – индексов, сборников цен и т.п., разработчику сметных программ необходимо иметь в штате организации небольшой отдел (примерно 3-4 человека) или привлекать сторонние организации или специалистов для выполнения технической работы по вводу и обработке массива данных. Примерные ежемесячные затраты могут составлять от 200 до 350 тыс. рублей в месяц. При наличии достаточного числа пользователей сметной программы (от 1000 рабочих мест) данные затраты являются незначительными и несопоставимыми с объемами отчислений ООО «Госнорматив».

С другой стороны небольшим организациям-разработчикам сметных программ было бы экономически целесообразно прибегнуть к услугам сторонних организации по формированию баз данных, а не держать в штате постоянных специалистов. В любом случае должно быть право выбора, а не принуждения!

При наличии открытого конкурентного рынка ООО «Госнорматив» должно находится в равных условиях с остальными участниками.

Негативное воздействие на рынок разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и строительной проектно-сметной документации особенно сильно проявилось в период 2008-2013 годов. В данный период времени функции по формированию и реализации государственной политики в области строительства находились в ведении Министерства регионального развития РФ, а также подведомственному ему Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) и ФАУ «ФЦЦС». Есть основания полагать, что отдельные должностные лица – экс- министр В.Ф Басаргин, заместитель министра В.А. Токарев, руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ (заместитель министра регионального развития) С.И. Круглик, и.о. руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ В.В. Бланк, руководитель ФАУ «ФЦЦС» Е.Е. Ермолаев и т.д. осуществляли согласованные действия, направленные на ограничении конкуренции на данном рынке.

По нашему мнению у ФАУ «ФЦЦС», Минрегиона России, ООО «Госнорматив» и др. отсутствует легитимная правовая основа для ограничения законных прав и интересов других участников рынка, в том числе ограничения доступа на товарные рынки разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и строительной проектно-сметной документации.

Обращаемся в Комиссию ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства признать действия указанных лиц, как прямое нарушение ст. 11 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Спасибо за внимание

Источник - сайт Союза инженеров-сметчиков.