Часто задаваемые вопросы


Чем отличается МДС 81-40.2004 от Методических рекомендаций по применению ФЕР приказ №81/пр от 09.02.2017 года?
Чем отличается МДС 81-38.2004 от Методических рекомендаций по применению ФЕР приказ №81/пр от 09.02.2017 года?
Чем отличается МДС 81-37.2004 от Методических рекомендаций по применению ФЕР приказ №81/пр от 09.02.2017 года?
Чем отличается МДС 81-36.2004 от Методических рекомендаций по применению ФЕР приказ №81/пр от 09.02.2017 года?
Определение базовых цен на проектно-изыскательские работы после 1 января 1998 года

Письмо Госстроя РФ от 13.01.1998 N 9-1-1/6 "Об определении базовых цен на проектно - изыскательские работы для строительства после 01.01.98"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
 
ПИСЬМО от 13 января 1998 г. N 9-1-1/6
 
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ БАЗОВЫХ ЦЕН НА ПРОЕКТНО - ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОСЛЕ 01.01.98
 
В связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и разработанным Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России от 31.10.97 N ВК-819/8-1058а "Порядком пересчета сметной документации и сметно - нормативных документов на капитальное строительство, капитальный ремонт, проектно - изыскательские и другие работы в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" Госстрой России сообщает.
При определении базовых цен на проектные и изыскательские работы, выполняемые после 1 января 1998 года, с применением Справочников (Сборников) цен следует руководствоваться:
а) Справочниками базовых цен на проектные работы для строительства, изданными в 1994 - 1997 годах, цены в которых установлены:
в зависимости от натуральных показателей проектируемых объектов - с уменьшением в 1000 раз и использованием инфляционного коэффициента;
исходя из общей стоимости строительства - в текущем уровне цен;
б) Сборником цен на проектные работы для строительства (издания 1987 - 1990 годов) с использованием инфляционного коэффициента. При этом утрачивает силу коэффициент 1000, установленный письмом Минстроя России от 04.07.95 N 9-4/116;
в) Справочниками базовых цен на изыскательские работы, утвержденными в 1996 - 1997 годах, и СЦиР-82 в ценах, приведенных к уровню цен на 01.01.91, с использованием инфляционного коэффициента.
Уровень базовых цен на проектно - изыскательские работы рекомендуется корректировать применением инфляционных коэффициентов, определяемых в порядке, установленном Госстроем России.
По всем возникающим вопросам, связанным с применением базовых цен на проектно - изыскательские работы для строительства, следует обращаться в ГП "Центринвестпроект" (тел. 157-39-42), ПНКИЙС (тел. 356-26-35) и ГО "Росстройизыскания" (тел. 975-32-52).
 
Заместитель Председателя С.И.ПОЛТАВЦЕВ

Какой индекс перевода от цен 1984 года до цен 2001 года для Новосибирской области можно применить в смете?

Индекс на материалы -22,15, на оплату труда - 13,89, эксплуатацию машин - 24,50, на СМР -14,77.

Основание - сборник индексов Администрации Новосибирской области №19 от января 2000 года. Скачать.

Куда делся шар в Гранд-Смете 6.0?

Шар заменен вкладкой Файл.

При работе в программе «ГРАНД-Смета» версии 5.x особая роль принадлежала кнопке ГРАНД – круглой кнопке в левом верхнем углу окна программы, многие пользователи прозвали её "шар". Начиная с версии 6.0 вместо круглой кнопки ГРАНД на панель инструментов добавлена новая вкладка Файл.

Теперь именно на вкладке Файл расположены такие команды как создание нового документа отдельным файлом, открытие документа из файла, сохранение документа в файле того или иного формата, экспорт документов для вывода на печать, переход в окно с установками программы.

На вкладку Файл перенесена группа команд Справка, для которой ранее была отведена отдельная вкладка на панели инструментов.

Также на вкладку Файл перенесена команда Выбор региона для выбора активной нормативной базы, ранее расположенная на вкладке Главная.

Как выбрать нормативную базу в Гранд-Смете 6.0?

Наиболее существенное изменение при работе в режиме Выбор региона в программе «ГРАНД-Смета» версии 6 состоит в том, что появилась возможность выбирать для работы нормативные базы, находящиеся на компьютере в различных папках, а также доступные по локальной сети либо в сети Интернет.

При этом по умолчанию источником данных для нормативных баз по-прежнему считается стандартная папка Data, входящая в состав обшей папки с данными клиента. Нормативные базы из папки Data доступны для выбора в разделе Локальные базы.

В отличие от всех предыдущих версий программы «ГРАНД-Смета» в версии 6 допускается наличие в папке Data произвольной внутренней структуры – то есть папка Data может иметь вложенные подпапки, которые отображаются в окне выбора нормативной базы. Это позволяет группировать используемые нормативные базы по уровню цен, назначению и иным признакам, что делает выбор нужной базы более простым и наглядным.

Структура папок нормативных баз Гранд-Сметы 6.0

Дополнительные папки с нормативными базами можно подключать в окне с установками программы на закладке Подключения. После нажатия кнопки Добавить папку остается только выбрать нужную папку в окне Обзор папок. Для обозначения типа данных в подключенной папке необходимо установить переключатель в колонку Б.

Подключение дополнительных папок с нормативными базами в Гранд-Смете 6.0

Аналогично производится подключение дополнительных источников данных для сметной документации, а также используемых в программе шаблонов смет и шаблонов печатных форм.

Имея в программе дополнительные подключенные папки с нормативными базами можно обращаться к ним при выборе нормативной базы нажатием кнопки Сетевые базы.

Наиболее часто используемые нормативные базы, доступные в разделе Локальные базы либо Сетевые базы, целесообразно скопировать оттуда в раздел Мои базы. Для этого необходимо щелчком правой клавиши мыши по ярлыку базы открыть контекстное меню и выполнить там соответствующую команду.

Находясь в любом из разделов, где содержатся доступные для выбора нормативные базы, можно выделить курсором интересующую базу и увидеть справа на экране состав сборников расценок, которые подключаются для использования в программе при выборе данной базы.

Также справа внизу показывается описание нормативной базы: версия базы, регион, код базы, издатель, дата создания, тип базы и округ. При сравнении номера версии для разных вариантов одной и той же базы данных можно установить, какой из них является наиболее актуальным.

Окончательный выбор нормативной базы осуществляется нажатием кнопки Выбрать.

Состав сборников расценок, которые подключаются для использования в программе при выборе нормативной базы, определяется конфигурацией базы. Нередко имеет смысл совместно использовать несколько нормативных баз. Например, в конфигурацию территориальной нормативной базы целесообразно добавить сборники ГЭСН, ФЕР - 2001, а также ведомственные сборники либо фирменные сметные нормативы.

Изменение заданной по умолчанию конфигурации нормативной базы допускается только для баз из раздела Мои базы, при выполнении команды Изменить в контекстном меню нормативной базы. При работе в окне Конфигурация нормативных баз можно выделить курсором нужную базу в левом списке доступных баз, после чего нажатием кнопки включить эту базу в конфигурацию, состав которой отображается в правом списке. И наоборот, выделив курсором в правом списке какую-либо базу, уже включенную в конфигурацию, можно нажатием кнопки удалить ее оттуда.

Примечание: В связи с тем, что используемые в программе нормативные базы теперь могут находиться в произвольных доступных папках, в версии 6 также добавлена возможность, чтобы и файл лицензии на нормативную базу можно было записать вместе с нормативной базой в ту же самую папку. При обращении к нормативной базе поиск лицензии производится сначала в папке с нормативной базой, а затем в стандартной папке Lic, входящей в состав обшей папки с данными клиента.

 

Как перенести сметы из 5 версии Гранд-Сметы в 6 версию?

Примечание: Предполагается, что описанные ниже действия выполняются на компьютере, где ранее использовался ПК «ГРАНД-Смета» версии 5, после установки на данный компьютер ПК «ГРАНД-Смета» версии 6.

Для того чтобы перенести базу смет из ПК «ГРАНД-Смета» версии 5 в состав ПК «ГРАНД-Смета» версии 6, необходимо выполнить следующие действия:

Шаг 1. Запустить утилиту распаковки баз данных gsd_convert.exe.

Указанный файл находится в составе дистрибутива ПК «ГРАНД-Смета» версии 6 в папке Support.

утилита GSD_convert.exe

Шаг 2. После запуска утилиты gsd_convert нажать кнопку Далее.

Мастер конвертирования баз данных Гранд-Сметы

Шаг 3. Отметить базы смет – то есть, файлы UserDB.gsd – требующие распаковки и переноса данных в состав ПК «ГРАНД-Смета» версии 6.

Можно выбрать для этого либо базы, установленные на данном компьютере в составе ПК «ГРАНД-Смета» и соответствующие папкам Мои сметы и Общие сметы, либо указать какой-то отдельно записанный файл UserDB.gsd.

Нажать кнопку Далее.

Параметры подключения к базе данных Гранд-Сметы

Шаг 4. Указать папку на компьютере, куда будет произведена распаковка данных.

По умолчанию предлагается папка Гранд-Смета\Мои сметы, находящаяся в составе системной папки с документами пользователя. Указанная папка является встроенным источником данных для смет в ПК «ГРАНД-Смета» версии 6 – то есть, стандартным местом, где сохраняются файлы смет. При необходимости можно указать какую-то другую папку для распаковки данных.

Нажать кнопку Далее.

Шаг 5. Рекомендуется отметить флажком настройку Открыть папку с результатами, после чего нажать кнопку Далее.

Шаг 6. Убедиться в правильности ранее сделанных настроек и нажать кнопку Старт.

Шаг 7. В результате распаковки данных каждая смета из файла UserDB.gsd должна быть преобразована в отдельный файл .gsfx, и все полученные файлы записываются в ранее указанную папку на компьютере. При этом полностью воспроизводится исходная иерархическая структура базы смет в ПК «ГРАНД-Смета» версии 5: элементам строительства (группа строек, стройка, очередь, пусковой комплекс, объект) соответствуют вложенные папки с теми же наименованиями.

Как известно, в ОС Windows предусмотрен ряд ограничений на имена файлов и папок:

  1. В папке не может быть двух файлов или вложенных папок с одинаковым именем;

  2. Не может быть файлов и папок без имени (то есть с пустым именем);

  3. Длина полного имени файла (с учетом вложенных папок, где находится файл) не может быть больше 255 символов.

Поэтому перед началом распаковки данных производится проверка всех смет из файла UserDB.gsd на предмет соответствия вышеуказанным требованиям.

Шаг 8. При обнаружении в базе смет ошибочных элементов на экране появляется следующее окно. Раскрывая в нижней части окна содержимое файла UserDB.gsd можно увидеть выделенные желтым цветом элементы строительства, где содержатся сметы с недопустимыми наименованиями.

При этом сами сметы с недопустимыми наименованиями выделены оранжевым цветом. При наведении указателя мыши на такую смету внизу окна появляется подсказка с описанием ошибки. Как правило, речь идет о слишком длинном имени.

Для устранения ошибки следует переименовать саму смету либо содержащие данную смету элементы строительства. Для переименования элемента необходимо выделить его курсором и нажать клавишу F2.

Если редактирование наименования элементов приводит к устранению ошибок, выделение этих элементов цветом снимается.

Замечание: По мере возможности рекомендуется не переименовывать отдельные сметы, а редактировать наименования содержащих эти сметы объектов и строек.

Шаг 9. После того как все ошибки в наименованиях смет устранены, становится доступной кнопка Продолжить. При нажатии кнопки Продолжить начинается распаковка данных.

По завершении распаковки базы смет на экране появляется окно с отчетом о выполнении операции.

При установленной настройке Открыть папку с результатами на экране открывается указанная папка для распаковки данных.

Примечание: Если на этапе устранения ошибок в наименованиях смет (Шаг 8) при остающихся в списке ошибочных элементах нажать кнопку Пропустить, то начинается распаковка данных без учета ошибочных элементов. То есть соответствующие сметы не будут перенесены в состав ПК «ГРАНД-Смета» версии 6.

 

Требуется ли допуск СРО для разработки рабочей документации?

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

ПИСЬМО от 13 мая 2013 года № 3991-БМ/11/ГС
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с письмом Национального объединения проектировщиков от 19 апреля 2013 г. № ОГВ/192 по вопросу необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования, для разработки рабочей документации сообщает следующее.
В соответствии со статьей 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) одной из основных целей саморегулируемых организаций является повышение качества осуществления архитектурно-строительного проектирования.
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
Согласно статье 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 указанной статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, по которой осуществляется строительство объектов, организуется и проводится государственный строительный надзор и строительный контроль (технический и авторский надзор).
Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации.
В связи с тем, что на сегодняшний день строительство объектов производится в основном на основании рабочей документации, к ее подготовке должны быть допущены хозяйствующие субъекты, имеющие в своем штате работников с необходимой квалификацией и опытом работы по соответствующему профилю, обладающие оборудованием для проведения данных работ, а также имеющие систему имущественной ответственности перед потребителями за качество проведенных работ, в том числе систему страхования гражданской ответственности.
Необходимо также отметить, что качество подготовки рабочей документации напрямую влияет на показатели таких характеристик объекта капитального строительства, как безопасность, качество, долговечность, энергоэффективность, сейсмоустойчивость и другие.
С учетом изложенного следует сделать вывод о том, что рабочая документация при ее подготовке должна отвечать требованиям следующих нормативных правовых актов:
1. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме:
- заявления о соответствии проектной документации требованиям указанного Федерального закона;
- государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
- строительного контроля, государственного строительного надзора и так далее.
2. Национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", таких как ГОСТ 21.1101-2009 "СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", так как предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и обеспечения их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка, а также соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", так как проверка производится для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
На основании изложенного следует сделать вывод, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем определение термина "рабочая документация" ГрК РФ не предусмотрено.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.

Как учесть затраты на приобретение неисключительных прав на программу?

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 марта 2013 г. N 03-03-06/1/8161 Об учете затрат на приобретение неисключительных прав на использование программного обеспечения, а также затрат на его последующую модификацию.
Вопрос: В силу общего правила, установленного подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий, и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Положения абзаца 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ устанавливают что, в случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода, и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
В процессе производства товаров, работ, услуг Обществом приобретены неисключительные права на программные продукты, в лицензионном соглашении которых отсутствует указание на срок действия лицензии. Часть приобретенных программных продуктов впоследствии переработаны (модифицированы) силами сторонних организаций.
Природа лицензионных договоров такова, что лицензиат не получает прямого дохода от результата использования программ ЭВМ (доработок к ним), а несет лишь расходы, оплачивая лицензиару неисключительное право пользования программой.
Нормами же абзаца 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ предусмотрено специальное обстоятельство: прямое получение дохода от самой услуги в течение более чем одного налогового периода.
Вправе ли Общество единовременно учесть в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты на приобретение неисключительного права пользования программой ЭВМ, в лицензионном соглашении которой отсутствует указание на срок действия лицензии, а также расходы на ее последующую модификацию силами сторонних организаций?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета затрат на приобретение неисключительных прав на использование программного обеспечения, а также затрат на его последующую модификацию и сообщает следующее.
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 272 Кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 Кодекса.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, по мнению Департамента, если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программы для ЭВМ, налогоплательщик, применяющий метод начисления, распределяет произведенные расходы с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Аналогичный порядок действует и в отношении затрат на последующую модификацию соответствующей программы для ЭВМ.
При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.
Заместитель директора Департамента  С.В. Разгулин

Где и сколько времени хранятся формы КС-2, КС-3?

 

Приводим письмо № 03-03-06/1/270 ​от 26 апреля 2011 года Министерства финансов Российской Федерации по этому вопросу.

Скачать документ.

Требуется ли допуск СРО при выполнении работ по подготовке сметной документации?

Приводим разъяснения по этому вопросу Союза инженеров-сметчиков (Письмо от 13 января 2010г. № ПГ 01/10)  и Минрегина России (Письмо от  26 октября 2009г. № 35287-ИП/08).

Скачать документы.

Каким актом (по форме КС-2 или обычным, составленным в произвольной форме) оформлять исполнение договора на выполнение проектных работ и проектно-изыскательских работ?

Скачать форму акта. 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, при выполнении проектных работ нет необходимости применять акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2). Завершение работ может быть оформлено актом выполненных работ, составленным в соответствии с требованиями законодательства.

Обоснование вывода:

Исходя из п. 2 ст. 720 ГК РФ сдача-приемка выполненных работ по договору подряда фиксируются в акте либо в ином соответствующем документе, подписанном обеими сторонами.

Данная норма, в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ, применяется и к договору на выполнение проектных работ и проектно-изыскательских работ.

А поскольку исходя из п. 1 ст. 702, ст. 711 ГК РФ оплата работ по договору подряда производится на основании приемки этих работ, оформляемых соответствующим актом, то данный акт является и основанием для оплаты, то есть первичным учетным документом.

В соответствии с требованиями п. 1 и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечень обязательных реквизитов, установленный ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

Унифицированная форма акта о приемке выполненных проектных работ не утверждена.

Унифицированная форма первичной учетной документации КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", утвержденная постановлением Российского статистического агентства от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", в соответствии с Указаниями по применению унифицированных форм, содержащимися в этом же постановлении, применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

Термин "строительно-монтажные работы" в действующем законодательстве отсутствует. В письме Минфина России от 05.11.2003 N 04-03-11/91 высказано мнение, что "строительно-монтажные работы для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям".

Если руководствоваться указанной позицией, то проектные и проектно-изыскательские работы в буквальном смысле не являются строительно-монтажными. Следовательно, при выполнении по договору подряда необходимости применять форму КС-2 нет.

Существующая арбитражная практика также подтверждает, что применение формы КС-2 для приемки проектных работ не обязательно. Аргументируется это тем, что "спецификой данного договора является разработка проектной документации; акты о приемке выполненных работ формы КС-2 являются унифицированной формой первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работах" (постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.09.2006 N Ф03-А51/06-1/3095 и от 12.07.2007 N Ф03-А51/07-1/1866 (определением ВАС РФ от 27.09.2007 N 11311/07 в передаче последнего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), постановление ФАС Московского округа от 26.06.2009 N КГ-А40/4264-09).

Следовательно, поскольку унифицированной формы акта о приемке выполненных проектных работникам нет, то сдача-приемка этих работ могут быть оформлены актом приемки выполненных работ, составленным в свободной форме с соблюдением обязательных требований, установленных ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

В то же время сложившаяся практика показывает, что стороны договора подряда на выполнение проектных работ в качестве акта, подтверждающего приемку выполненных проектных работ, могут (но не обязаны) использовать форму КС-2 (постановления ФАС Центрального округа от 17.11.2009 N А14-633/2009/23/36, ФАС Уральского округа от 23.09.2009 N Ф09-7292/09-С4, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2009 N Ф04-5295/2009).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

21 сентября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 

 

Возможно использовать совместно с расценками ТЕР расценки ФЕР?
Как понижать нормативы накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен?
Как понижать нормативы накладных расходов и сметной прибыли в базовом уровне цен?
Допустимо ли при расчетах стоимости строительной продукции в текущем уровне цен включать в стоимость оборудования: - затраты на комплект запасных частей, транспортные расходы?

Вестник 12(81)-2007

Вопрос: Основным документом, регламентирующим порядок формирования стоимости оборудования, является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденная Постановлением Госстроя от 05.03.2004г. №15/1. Пунктами МДС 81-35.2004:
- п. 4.56 - стоимость комплекта запасных частей, обеспечивающих работу оборудования в период гарантийного срока эксплуатации;
- п. 4.60 - стоимость транспортных расходов;
- п. 4.62 - стоимость услуг посреднических и сбытовых организаций;
- п. 4.63 -расходы на комплектацию оборудования
установлены предельные нормативы в процентах от отпускной цены предприятия-изготовителя. Однако в настоящее время, как правило, поставка оборудования на объекты производится посредническими фирмами и выделить отпускную цену завода-изготовителя практически невозможно.
Исходя из вышеизложенного, прошу разъяснить, допустимо ли при расчетах стоимости строительной продукции в текущем уровне цен включать в стоимость оборудования:
- затраты на комплект запасных частей, транспортные расходы, снабженческо-сбытовую наценку на основании платежных документов по факту оплаты;
- расходы на комплектацию оборудования – в размере 0,5-1 % (п. 4.63 МДС 81-35.2004) от цены фирмы-поставщика.
 
Ответ: Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) сметная стоимость оборудования -это стоимость оборудования франко-приобъектный склад строительства или место передачи оборудования в монтаж, определенное договором подряда.
Составляющими сметной стоимости оборудования являются стоимость запасных частей, транспортные расходы, расходы на комплектацию.
Запасные части, как правило, включаются в комплект поставки оборудования, а их стоимость - в цену приобретения оборудования. В случае, когда запасные части не входят в комплект поставки оборудования, их стоимость учитывается дополнительно исходя из спецификации на запасные части с учетом тары и упаковки, транспортных и заготовительно-складских расходов.
Если спецификации на запасные части отсутствуют, то стоимость запасных частей в сметах может определяться в процентах от цены приобретения оборудования с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.
Транспортные расходы по доставке оборудования от поставщика на приобъектный склад определяются на основании калькуляции затрат, подтвержденных платежными документами.
При поступлении оборудования от посреднических организаций расходы на комплектацию рекомендуется определять расчетом на основании калькуляции затрат, согласованных с заказчиком. При этом лимит средств на комплектацию не должен превышать 0,5% от цены поставщика.

(Извлечение из письма № 02-1791 от 6.12.2007)

 

На какие статьи затрат следует относить затраты, связанные с содержанием работников, задействованных на приемке, хранении и отпуске оборудования, необходимого для строительства?

Вестник 11(80)-2007

Вопрос: В соответствии с п. 4.64. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) на стоимость оборудования начисляются заготовительно-складские расходы в размере до 1,2% от стоимости оборудования франко-приобъектный склад (с учетом тары, упаковки и транспортных расходов).

Просим разъяснить, на какие статьи затрат следует относить затраты, связанные с содержанием работников, задействованных на приемке, хранении и отпуске оборудования, необходимого для строительства.

Ответ: В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 745) обязанность по обеспечению строительства материалами, в т.ч. деталями и конструкциями, или оборудованием, несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.

Согласно п. 50 д Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. № 339), заказчик-застройщик осуществляет обеспечение строек и объектов оборудованием, материалами, поставка которых возложена на заказчика-застройщика, их приемку, учет и хранение.

Согласно п. 4.64. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) затраты, связанные с размещением заказов на поставку оборудования, приемкой, учетом и хранением оборудования на складах осуществляются за счет заготовительно-складских расходов и относятся на сметную стоимость оборудования.

Учитывая изложенное, затраты как заказчика, так и подрядчика, связанные с поставкой оборудования, осуществляются за счет заготовительно-складских расходов и относятся на сметную стоимость оборудования.

(Извлечение из письма №02-1493 от 5.10.07)

 

 

Просим разъяснить правомерность действий заказчика по вопросу компенсации затрат подрядчика, связанных с хранением ЗИП, а также по затратам, связанным с доставкой ЗИП заказчику.

Вестник 10(79)-2007

Вопрос: Организация в соответствии с условиями договора приобрела необходимое для завершения работ по объекту оборудование в комплекте с запасными частями (далее -ЗИП).

Основное оборудование заказчик принял на этапе строительно-монтажных работ, а принятие ЗИП было отложено до сдачи объекта в эксплуатацию.

Приобретенный к переданному заказчику оборудованию комплект ЗИП хранился на складе подрядной организации более двух лет.

При передаче комплекта ЗИП заказчику подрядчик предъявил к оплате заготовительно-складские расходы в размере 1,2 % от стоимости ЗИП, однако заказчик отказался компенсировать затраты подрядчика, связанные с хранением ЗИП.

Просим разъяснить правомерность действий заказчика по вопросу компенсации затрат подрядчика, связанных с хранением ЗИП, а также по затратам, связанным с доставкой ЗИП заказчику.

Ответ: Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) сметная стоимость оборудования -это стоимость оборудования франко-приобъектный склад строительства или место передачи оборудования в монтаж, определенное договором подряда.

Составляющей сметной стоимости оборудования является стоимость запасных частей.

Запасные части, как правило, включаются в комплект поставки оборудования, а их стоимость - в цену приобретения оборудования. В случае, когда запасные части не входят в комплект поставки оборудования, их стоимость учитывается дополнительно, исходя из спецификации на запасные части с учетом тары и упаковки, транспортных и заготовительно-складских расходов.

Если спецификации на запасные части отсутствуют, то стоимость запасных частей в сметах может определяться в процентах от стоимости оборудования с учетом тары и упаковки, транспортных и заготовительно-складских расходов.

(Извлечение из письма №02-1342 от 6.09.2007

 

Какие начисления на оборудование используются в нормативной базе редакции 2009 года?

На сайте ФАУ ФЦЦС размещен ответ на этот вопрос:

В сметную стоимость оборудования включаются:

  • свободная (рыночная) и регулируемая цена приобретения (договорная, предельная или фиксированная);
  • стоимость запасных частей;
  • стоимость тары и упаковки, реквизита;
  • транспортные расходы;
  • расходы на услуги посреднических и снабженческо-сбытовых организаций;
  • расходы на комплектацию;
  • заготовительно-складские расходы;
  • другие затраты, относимые к стоимости оборудования.
Как посчитать сметную цену на оборудование?

И. И. Чудок СПРАВОЧНИК ИНЖЕНЕРА-СМЕТЧИКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖИЛЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ Издание третье, переработанное и дополненное, СТРОЙИЗДАТ,ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, 1979

ПУНКТ 43. Кроме стоимости оборудования, исчисленной по отпускным ценам, взятым из прейскурантов, в сметах следует учесть дополнительно:

а) транспортные расходы по доставке оборудования от завода-изготовителя до приобъектного склада. Эти расходы определяются калькуляцией по действующим тарифам исходя из массы оборудования (брутто), вида и расстояний перевозок;

б) затраты на тару и упаковку; эти затраты, если они необходимы по условиям транспортировки и если они не входят в отпускную цену оборудования, как правило, исчисляются в процентах от отпускной цены (примерно 1%);

в) заготовительно-складские расходы в размере 1,2% от стоимости оборудования с транспортными расходами, тарой и упаковкой;

г) расходы на комплектацию, устанавливаемые министерствами и ведомствами на содержание аппарата по размещению заказов и комплектованию оборудования, в среднем эти затраты составляют 0,5% от отпускной цены;

д) затраты на поставку комплекта запасных частей; эти затраты можно принимать в размере 1,5% от полной стоимости оборудования с учетом затрат, перечисленных в пп. а-г.

Все эти затраты, составляющие в общей сложности примерно

8,5% от отпускной цены, полностью относятся к сметной стоимости оборудования и включаются в графы 6 и 7 сводной (объектной) сметы.

 

Сколько стоит ТЕР НСО редакции 2009 года в ПК Гранд-Смета?

Цена на базу на первое и последующие рабочие места -7000 рублей.

Подписаться на RSS-рассылку